Христо и Жан Клод – портные самых неожиданных объектов

Христо и Жан-Клод были самой известной парой художников, работавших в сфере ленд-арта. Они оба родились в один и тот же день, 13-го июня 1935 года, только Христо – в Болгарии, а Жан-Клод – в Марокко. Познакомились художники в Париже, а жить переехали в Нью-Йорк. Пара практически никогда не расставалась до того, как Жан-Клод ушла из жизни в 2009 году.

В 1960-е годы Христо разработал собственную форму художественного самовыражения. Она заключается в обертывании предметов в ткань и перевязывании веревками. При этом объектом для манипуляций может служить как консервная банка и стул, так и машина, здание, часть ландшафта или воздух. Таким образом, любой предмет в определенном контексте может получить статус произведения искусства. Эта техника принесла Христо и Жан-Клод, выступавшей его соавтором, мировую известность. Между тем проекты становились все более грандиозными. Христо говорил: «Мы никогда не планируем невозможного. Кому-то это может показаться нереальным в реализации, но мы — реалисты». Среди одних из самых громких работ художников — обертывания Кунстхалле в Берне, Музея современного искусства в Чикаго, отрезка морского берега в Австралии, моста Понт Неф в Париже и Рейхстага в Берлине.

Христо и Жан-Клод не допускали какого-либо давления извне, для них было принципиально самофинансирование проектов. При этом их инсталляции невероятно дорогие — стоимость может составлять десятки тысяч долларов. Деньги поступали от продажи предварительных рисунков, моделей и коллажей. При этом проекты, подготовительная работа к которым шла десятилетиями, экспонировались считанные дни. Это одновременно и вызов представлению о бессмертии произведения искусства, и протест против собственности. Христо однажды сказал: «Материя свидетельствует о том, что работе присуща хрупкость и что ей суждено исчезнуть… Никто не может купить эти работы, никто не может ими владеть, никому не дано извлекать из них материальную выгоду. Даже мы сами не владеем тем, что создаем».


Хотите узнать больше? Загляните на нашу страницу в Facebook

Присоединяйтесь к обсуждению ленд-арта