Игорь Шеин о том, как научиться понимать искусство и ленд-арт

 

Вы следите за тем, что сегодня создают художники, скульпторы, архитекторы?

Да, конечно, я обожаю современное искусство. После того, как упал «железный занавес» и все увидели что происходит в Лондоне, Нью-Йорке, стало очевидно: мы находимся на периферии культурной жизни. У нас сейчас стало что-то меняться, появляются новые музеи, галереи, интересные проекты, выставки. Прекрасно то, что делает Ольга Свиблова, музей Гараж, Центр толерантности. Жаль что, все интересное происходит только в Москве, Петербурге, но может мне не все известно что происходит в других городах. Увы, мы не скоро увидим такого ажиотажа вокруг современного художника, как вокруг выставки Серова или Айвазовского, хотя я не умаляю достоинств последних. Так что в этом плане все еще впереди.

Как вы считаете, должен ли ленд-арт приходить в большие города, где жители оторваны от природы?

В городах ленд-арт по определению невозможен. Само понятие «ленд-арт» предполагает свободное пространство. Конечно, Христо, Энтони Громли — обожаю его — вносят что-то подобное в город, но я сторонник природы. Для меня идеальный лендарт, если хотите, — это древние памятники, Стоунхендж, египетские пирамиды, храмы комплекса Ангкор в Камбодже… Многие творения, которые мне нравятся, кстати, носят сиюминутный характер. Например, рисование на песке или на траве, покрытой росой. Все эти невероятные абстракции могут быть смыты волной или высушены солнцем, исчезнуть без следа, но в этом и заключается их прелесть.

А как научиться понимать современное искусство и ленд-арт в частности?

Мы слишком быстро взрослеем и это неправильно, нужно как можно дольше оставаться детьми. Я пытаюсь культивировать в себе детское восприятие, наивность, способность удивляться. Вот, например, совсем недавно Уго Рондиноне сделал инсталляцию в пустыне Невады, неподалеку от Лас-Вегаса. Семь гигантских колонн из булыжников. Каждый из них он покрасил в яркий флоуресцентный цвет. Совершенно очевидно, что взрослый человек не воспримет эти объекты серьезно, но я верю, если будут проходить дети, они все поймут. И к этому надо стремиться, надо просто хотеть удивляться. Нам предстоит научиться смотреть на неоднозначные вещи и не отвергать их с порога. Нам очень долго насаждался академизм, картина, литературный сюжет. Но люди стали путешествовать, смотреть, как устроен мир. Это лет через двадцать принесет свои плоды. Уже не будет тех, кто возмущается, у них хватит такта просто не пойти на выставку.

Скажите, а что вы думаете о творчестве  Николая Полисского?

Я считаю Николая Полисского замечательным художником, мастером ленд-арта. Больше всего меня поразила работа «Вселенский разум» в Никола-Ленивце.  Кто-то назвал ее самой масштабной инсталляцией там, наверное, это действительно так. Кстати, я никогда не читаю описания к работам, поэтому, когда узнал, что его работа в Парке им. Горького — это ростки папоротника, меня это немного смутило, были другие ассоциации.

Присоединяйтесь к обсуждению ленд-арта