Роберт Смитсон – пионер, теоретик и практик направления ленд-арт

Роберт Смитсон начинал как поп-арт художник, затем занимался минималистичной скульптурой, но до своего увлечения ленд-артом был больше известен как глубокий и плодотворный критик искусства. На определенном этапе Смитсону стало ясно, что его скульптурам тесно в галереях. Он начал путешествовать в поисках идеальных локаций для своих инсталляций, побывал в Западной Германии, Англии, Мексике, на Западном побережье США. В первую очередь Роберта интересовали индустриальные пустыни и нетронутые цивилизацией уголки природы. В окрестностях Нью-Джерси он исследовал каменоломни, заброшенные карьеры и шлаковые отвалы.

В конце 60-ых Смитсон начал создавать первые работы, которые можно отнести к жанру ленд-арта. Это были зеркальные инсталляции, которые он оставлял на милость природных стихий, чтобы через какое-то время с помощью фотоаппарата зафиксировать произошедшие с ними изменения.


Хотите узнать больше? Загляните на нашу страницу в Facebook

Примерно в то же время Роберт опубликовал фундаментальное эссе «Выпадение разума в осадок: земляные проекты». Оно стало манифестом зарождающегося ленд-арта.

Слава пришла к художнику, когда он начал делать гигантские инсталляции, вписанные в ландшафт самых недоступных и отдаленных мест, таких как Большое Солёное озеро в штате Юта, пустыни Техаса или Юкатан в Мексике. Работы создавались из натуральных материалов: земли, глины, базальта, соли, угля. Большинство разрушилось с течением времени, до наших дней сохранились только три: «Спиральная дамба», «Разорванный круг» и «Скат Амарилльо». Во время работы над последней Роберт трагически погиб в авиакатастрофе. Последние два года жизни он посвящал экологии. Он хотел разместить свои инсталляции в загрязнённых водоемах, заброшенных карьерах и местах горных работ для того, чтобы установить контакт между природой и индустрией.

Смитсон создал новое течение, переосмыслив базовые понятия скульптуры, места и пейзажа, а также подчинил их абстрактным идеям, среди которых наиболее важной для него была идея энтропии.

Присоединяйтесь к обсуждению ленд-арта